Патриотическое воспитание

"Патриотическое воспитание дошкольника"

Консультация для родителей

Патриотическое воспитание дошкольника

    Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да. Дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

   На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

   Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

   Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

   Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

   Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор — прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что-то новое о малой или большой Родине, других странах.

   Дети обладают наглядно-образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев, экскурсий к памятникам и улицам города откроет перед детьми возможности для изучения истории и быта родной земли.

  Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

  Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации для родителей

  Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

свернуть

Воспитание маленького белоруса

Воспитание маленького белоруса

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

 Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу или поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

   Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны. 

Цель патриотического вос­питания дошкольников — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

История Беларуси: воз­никновение и развитие

Здесь важным аспектом являются:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей, названия республики Беларусь и её столицы;

-  содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

         Ознакомление с символами Беларуси воспитывает гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формирует представления о значении государственных герба, флага и гимна. При знакомстве с символами государства важно указать их пред­назначение - герба, флага и гимна. Природные символы страны – это животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси:

-  исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­-парковые комплексы;

-  архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

-  природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

-  ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

-   места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

-  национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей. Развивает любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­ряет знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

      Государственные и народ­ные праздники: День конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага республики Беларусь, День Независимости республики Беларусь (День республики);

-  национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе знакомства с праздниками у детей формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­прочувствованные знания в творческой деятельности.

     Людей, прославивших Бе­ларусь не мало. Это защитники отечества, исторические личности, деятели спорта, науки, искусства. Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.

        Народные промыслы и искусство:

- тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-  народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

-декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-  изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

     Эти знания расширяют знания о культуре страны, приобщают де­тей ко всем видам национального искусства; развивают интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно - ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивают умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

    При знакомстве с белорусским народным творчеством формируется готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивается гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

К народному творчеству относятся:

-  белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

-  белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

-  народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

-   народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

-   народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

       Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

свернуть

"Патриотическое воспитание в семье"

Консультация «Патриотическое воспитание в семье»

Консультация для родителей: « Роль семьи в воспитании патриотических чувств  у воспитанников ». Государственное учреждение образования "Детский сад №27  г.Бобруйска"

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом»

С. Михалков

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Неоспорим тот факт, что основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

   Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

   Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества, Родины. В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история… Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.

  «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Помните, что успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

  Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине.

   У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.

   Оглянитесь назад, вспомните свое детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Вспомнили? Рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте их знания: читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», слушайте и напевайте вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вырезайте, вышивайте).

   Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода. Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом вашему ребенку. С возрастом к ребенку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землей. Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой   подвиг» и    т.д.    Потому    что    задача родителей заключается в том, чтобы  как  можно  раньше  пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

С чего начать?

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте     внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

   Помните, если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобрел эмоциональный опыт, который является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Основы патриотического воспитания дошкольника - Капланецкая средняя школа  Березинского района

 

 

свернуть

Гражданско-патриотическое воспитание

 

«Воспитать гражданина – патриота, одухотворенного

идеалами добра и социальной справедливости,

способного творить и созидать во имя Отечества»

Президент Республики Беларусь

А.Г. Лукашенко

 

 

       

 

   

 

          Общество постоянно меняется, но воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Патриотизм – одна из значимых непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства.

   В дошкольном возрасте формируются основные личностные качества, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность детей дошкольного возраста. Для этого в учреждении дошкольного образования могут использоваться различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения.

При организации работы по патриотическому воспитанию можно широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

свернуть

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.   

 Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В педагогическом аспекте под патриотическим самопознанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

       Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.

    Витебск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые памятники, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб.

   Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.

    Педагогический коллектив ГУО «Детский сад № 75 г. Витебска», осуществляет планомерную и систематическую образовательную работу по ознакомлению с культурным и историческим наследием Беларуси, по формированию системных представлений об истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

          Для этого в детском саду созданы следующие условия:

* В методическом кабинете собран материал о народных традициях, праздниках Беларуси; приобретена методическая литература по образовательной обрасти «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін» для всех возрастных групп, обучению детей и ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством; имеется художественная и познавательная литература о республике Беларусь.

* В микрокабинете руководителя физвоспитания имеется картотека белорусских подвижных игр, сценарии физкультурных досугов, отражающих национальные обряды и традиции белорусов.

* В микрокабинете музыкального руководителя представлен разнообразный фольклорный материал, воспитывающий патриотические чувства у дошкольников: беларускія песенкі, прыпеўкi, калыханкi; картотека музыкальных хороводных игр, народных танцев; сценарии белорусских народных праздников и развлечений.

* В каждой группе оформлен белорусский уголок, в котором собраны книги, открытки, лэпбуки, дидактические игры, предметы белорусских умельцев из глины, льна, соломы, дерева і др., белорусская символика (герб, флаг; в старших группах: гимн и портрет президента Республики Беларусь А.С. Лукашенко). Воспитателями дошкольного образования оформлены лэпбуки: «Моя семья», «Мой город Витебск», «Наша краіна Рэспубліка Беларусь», «Пісьменнікі і паэты Беларусі для дзяцей дашкольнага ўзросту», «Беларускія пацешкі, песенкі», «Беларускія казкі», «Чырвоная кніга Беларусі для дзяцей», «Займальны куфэрак», «Декоративно-прикладное искусство Беларуси».

     Образовательная работа по патриотическому воспитанию воспитанников проводится во всех видах детской деятельности. С целью обогащения словаря детей в детском саду планируются и проводятся «беларускамоўныя днi». Так, каждый четверг, воспитатели средних и старших групп не только проводят занятия по образовательной области «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн», но и разговаривают с детьми на белорусском языке в течение всего дня. Это способствует развитию навыков понимания белорусского языка, умению отвечать на вопросы воспитателя на белорусском языке, правильному произношению специфических белорусских звуков, формированию устойчивого интереса к белорусскому языку, умению отличить его от русского языка.

    В реализации задачи по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста активное участие принимают музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания. В течение учебного года в детском саду проводятся фольклорные праздники:

    * «Запрашаем на восеньскі кiрмаш»

    * «Калядкi»

    * «Масленица – красная девица»

    * «Гуканне Вясны»

    * «Купалле»

    Целью фольклорных праздников является знакомство воспитанников с обычаями и традициями белорусского народа, с народными песнями, танцами, играми, хороводами; воспитание любви к народному творчеству, развитие эстетического восприятия фольклорных произведений.

       Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия учреждения дошкольного образования и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки, могут дать положительные результаты и стать основной опорой по патриотическому воспитанию личности ребёнка.

свернуть

Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы

 

Программа патриотического воспитания населения Беларуси

на 2022-2025 годы

 

   Постановлением Совета Министров №773 от 29 декабря 2021 года утверждена программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы.

     Цель программы - совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Беларуси.

Программа предусматривает выполнение задач по формированию национальной идентичности, духовно-нравственному, историко-культурному, гражданско-патриотическому, военно-патриотическому воспитанию и др.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

     Актуальность разработки Программы обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства.

Строительство и укрепление независимого белорусского государства, обеспечение дальнейшей консолидации белорусского общества требуют выработки целостной системы патриотического воспитания, которая должна основываться на историческом опыте белорусской нации, духовных и моральных традициях, ценностных убеждениях и ориентирах, составляющих основу менталитета белорусов, таких базовых принципах современного этапа государственного строительства Беларуси, как ˮЕдинство. Развитие. Независимость“.

Для целей настоящей Программы используются следующие термины и их определения:

патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее c народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества;

патриотизм – духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, осознанная повседневная деятельность гражданина во благо Родины, народа, государства;

патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов.

Патриотические ценности:

Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);

Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями);

семья, преемственность поколений, нация;

государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;

государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);

историческая память, национально-культурная идентичность;

национальная культура.

Патриотические ценностные ориентации, формируемые у населения:

любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;

уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них;

служение народу;

единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;

знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;

уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп;

знание и уважение наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры.

Патриотическое воспитание населения обеспечивается системой целенаправленных мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными мероприятиями.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится семье, где оно основывается на духовной связи между поколениями, включает в себя формирование патриотических чувств и патриотического поведения. Семейное патриотическое воспитание должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным и продолжаться на всех этапах становления высоконравственной, гармонично развитой личности, у которой сформировано чувство ответственности за судьбу страны и которая способна на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

Программа ориентирована на представителей всех слоев белорусского общества и возрастных групп населения Республики Беларусь.

Программа согласуется с решениями VI Всебелорусского народного собрания, актами законодательства, ориентированными на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

    Программа разработана на основе статистических данных, научных исследований, актов законодательства с учетом результатов социологического опроса населения, проведенного государственным научным учреждением ”Институт социологии Национальной академии наук Беларуси“ в 2021 году, а также аналитических материалов, подготовленных Белорусским институтом стратегических исследований.

     Патриотизм неразрывно связан с идентичностью, чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу) и готовностью действовать во благо страны. Отличительной чертой белорусского патриотизма является фокусировка на настоящем, что делает его основным связующим звеном между образами прошлого и будущего страны. Главными объединяющими белорусское общество факторами выступают место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить белорусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь. ”Генетическому коду“ белорусского народа присущи взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, трудолюбие, сострадание.

     В своей жизнедеятельности белорусы опираются на значимые исторические события, составляющие фундамент государственности, выбирая в качестве примеров для подражания исторические личности.

Граждане заинтересованы в сохранении созданного за годы независимости сильного государства-партнера, предоставляющего равные стартовые возможности для самореализации. При этом эффективная реализация в Беларуси социально ориентированной политики привела к тому, что в нынешних условиях наблюдается некоторый объективный дисбаланс между патерналистскими ожиданиями части граждан, не желающих брать на себя ответственность за собственное благополучие, и реальными экономическими возможностями государства.

С 2020 года Республика Беларусь превратилась в арену геополитического противостояния крупных мировых политических игроков, став объектом неприкрытого информационного, политического и экономического давления со стороны западных государств.

Продолжаются попытки насаждения коллаборационистской символики, тенденциозные трактовки моральных и религиозных принципов, навязывание белорусским гражданам несвойственных культурных моделей. Первоочередным объектом деструктивного информационного воздействия является молодое поколение.

Ряд иностранных государств, отвечая на вызовы, связанные с нехваткой высококвалифицированных работников и спадом численности населения, стремится приумножить свой человеческий капитал за счет зарубежных трудовых ресурсов, в том числе из Беларуси.

Некоторые сопредельные с Республикой Беларусь государства продолжают проводить навязчивую политику по отношению к проживающим в Беларуси своим соотечественникам, пытаясь размыть у белорусов чувства гражданственности, принадлежности к своему Отечеству, разделить людей по национальному признаку, сформировать в Республике Беларусь социальные группы, лояльные иностранным государствам.

Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти посредством умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Вместе с тем вопреки неоднократным попыткам подвергнуть ревизии историю страны центральное место в исторической памяти народа занимает Великая Отечественная война. Ее события вызывают наибольший интерес, День Победы является значимым для большинства граждан. Война воспринимается современниками как тяжелое испытание советского народа, героический подвиг и великая Победа, а вклад белорусского народа в Победу выступает главным предметом национальной гордости.

В настоящее время особому воздействию подвергаются традиционные ценности как основа смыслообразующих жизненных ориентиров белорусского народа. В частности, это проявляется в понижении статуса института брака и духовно-нравственных семейных ценностей, увеличении числа разводов и количества неполных семей, ослаблении связей между поколениями в семье, недостаточной социально-психологической готовности молодежи к семейной жизни и осознанному родительству.

Современные реалии, вызовы и тенденции позволяют определить целевую направленность Программы: создание и практическая реализация комплексной системы мер идейно-теоретического, просветительского и практико-воспитательного характера по формированию духовно-нравственных основ культуры, патриотизма и гражданственности современного человека, отвечающей национально-государственным интересам в сфере социального, культурного, идеологического, духовного развития. Функционирование этой системы должно не только базироваться на традиционных культурно-исторических и нравственных ценностях, но и отвечать тенденциям формирования высокоинтеллектуального общества, коррелировать с достигнутым современным обществом интеллектуально-техническим уровнем развития, соответствовать приоритетам государственной политики.

ГЛАВА 3

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы – совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь.

Задачи Программы:

формирование национальной идентичности – внедрение и утверждение общественно-государственных (национальных) ценностей, формирование нации как единого целого, представленного уникальными традициями и культурой;

духовно-нравственное воспитание – сохранение и обеспечение преемственности традиционных ценностей белорусского общества;

историко-культурное воспитание – популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности;

гражданско-патриотическое воспитание – формирование законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие глубокого уважения и почитания государственной символики Республики Беларусь;

военно-патриотическое воспитание – формирование физических, духовных качеств, которые позволят быть морально стойкими, готовыми к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;

формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания – развитие целостной государственной политики национально-патриотического воспитания.

Выполнение задач, определенных Программой, осуществляется через:

формирование национальной идентичности:

осуществление информационно-просветительской работы с целью донесения до населения Беларуси, белорусов, проживающих за рубежом, содержания общественно-государственных ценностей Республики Беларусь;

формирование политической, правовой, моральной, антикоррупционной и этической формы общественного сознания;

обеспечение проведения мероприятий национально-патриотического направления, в том числе приуроченных к государственным праздникам;

повышение уровня знаний о выдающихся личностях белорусского государства;

формирование целостного культурно-языкового пространства, основанного на закрепленном на конституционном уровне двуязычии, поддержке и развитии культур других национальностей, проживающих на территории Республики Беларусь;

формирование осведомленности населения о роли и значении членства Республики Беларусь в Организации Объединенных Наций, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, других международных организациях, а также об участии в строительстве Союзного государства;

духовно-нравственное воспитание:

проведение мероприятий, направленных на укрепление в обществе духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа;

содействие утверждению семейных ценностей и активное привлечение семьи к процессу национально-патриотического воспитания;

проведение комплекса мероприятий по ознакомлению широкого круга общественности с ценностями христианской культуры и укреплению в обществе межконфессионального мира;

реализацию современных форм культурно-просветительской деятельности по вопросам воспитания и привитие молодежи общечеловеческих ценностей;

историко-культурное воспитание:

разработку и актуализацию национально-исторической политики;

популяризацию и сохранение национального историко-культурного наследия в Республике Беларусь и мире;

расширение сети объектов историко-культурного наследия, восстановление и реставрацию исторических объектов страны;

проведение мероприятий, направленных на популяризацию исторических мест и выдающихся людей – выходцев из Беларуси;

проведение комплекса мероприятий по результатам расследования Генеральной прокуратурой преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны;

гражданско-патриотическое воспитание:

повышение уровня осознанного отношения населения к государственной символике Республики Беларусь;

формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения;

организацию торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам (День народного единства, День Независимости Республики Беларусь, День Победы), как основу гражданско-патриотического воспитания;

распространение и внедрение в практику передовых технологий работы по патриотическому воспитанию населения;

формирование уважительного отношения к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувства гордости за отечественные достижения;

военно-патриотическое воспитание:

укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и правоохранительных органах;

реализацию системы военно-патриотического воспитания и общественного содействия безопасности и обороне Республики Беларусь;

организацию торжественных (памятных) мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам (День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День памяти воинов-интернационалистов, профессиональные, в том числе связанные с ознаменованием выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества, праздничные дни);

осуществление шефства воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований над учреждениями образования, проведение в них мероприятий гражданско-, героико- и военно-патриотической направленности, профориентационной работы;

развитие военно-прикладного и служебно-прикладного спорта, военного научно-технического творчества и инноваций;

проведение спортивно-патриотических мероприятий с участием широкого круга общественности, посвященных знаменательным датам страны;

организацию деятельности военно-патриотических клубов обучающихся на базе воинских частей, подразделений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания:

научное обоснование национальной идеи Республики Беларусь;

разработку и реализацию теоретико-методологических научных исследований в области патриотического воспитания населения;

совершенствование и формирование правовой базы в сфере патриотического воспитания;

совершенствование кадровой работы идеологической вертикали;

разработку критериев, параметров эффективности патриотического воспитания населения.

ГЛАВА 4

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы осуществляется на основе межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, государственно-частного партнерства в решении задач патриотического воспитания населения.

Исполнителями Программы являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации всех форм собственности, общественные объединения в рамках их компетенций.

Механизмами реализации Программы являются государственные программы, программы деятельности Правительства Республики Беларусь, программы развития отраслей и регионов на пятилетний период, принимаемые (издаваемые) акты законодательства.

Ежегодно всеми заинтересованными в рамках их компетенций разрабатываются и утверждаются соответствующие планы мероприятий по реализации Программы.

Выполнение плана мероприятий по реализации Программы вносится на рассмотрение на коллегиях, совещаниях, заседаниях, советах учреждений образования, собраниях трудовых коллективов. При необходимости осуществляется корректировка должностных обязанностей руководителей и сотрудников всех уровней, отвечающих за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание.

Предусматривается активизация деятельности общественных объединений и формирований при реализации Программы посредством создания общественных советов, организации работы совещательно-консультативных органов, диалоговых площадок.

Координацию и выработку согласованных действий исполнителей, направленных на выполнение задач Программы, осуществляет Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь как центральный постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий:

контроль за реализацией Программы исполнителями;

разработку и внедрение системы отчетности о выполнении соответствующих планов мероприятий основными исполнителями Программы;

мониторинг качества и эффективности реализации Программы и соответствующих планов мероприятий;

подготовку совместно с основными исполнителями ежегодного доклада о состоянии патриотического воспитания населения в Республике Беларусь;

подготовку предложений о совершенствовании патриотического воспитания населения.

Реализация Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в установленном порядке в республиканском и (или) местных бюджетах органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  В соответствии с целью Программы ее результатом будут являться целенаправленная государственная политика патриотического воспитания населения, создание условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование национальной идентичности на основе единых национальных ценностей: стремления к мирной и независимой созидательной жизни, справедливости, единства, развития.

Кумулятивным количественным показателем станет численность представителей всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями Программы.

Показателями результативности реализации Программы выступают:

эффективное функционирование системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания;

повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения;

повышение уровня осознанного отношения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;

повышение интереса представителей всех возрастных групп населения к изучению исторического прошлого Беларуси, в том числе военного, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества;

сформированное у населения уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, уважение к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувство гордости за отечественные достижения;

активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание;

повышение участия представителей всех возрастных групп населения в мероприятиях патриотической направленности, формирование положительной мотивации к участию в социально значимой деятельности, в том числе волонтерской, для решения практических проблем в разных сферах жизнедеятельности страны;

повышение интереса населения к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства Беларуси, достижениям отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие науки, а также к отечественной литературе, музыке, искусству, гуманитарным и естественным наукам;

увеличение охвата населения Республики Беларусь мероприятиями (проектами), формирующими патриотические ценностные ориентации;

эффективное функционирование общественных и образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также системы профессиональной ориентации учащихся по их привлечению к работе в различных отраслях отечественной промышленности, системе образования, науки, культуры, спорта, сфере услуг и иной деятельности;

увеличение количества молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию;

активное участие всех слоев населения в республиканских и областных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках, экспозициях, посвященных культурным и историческим событиям, знаменательным датам и видным деятелям Беларуси;

актуализированная правовая база сопровождения и регулирования патриотического воспитания населения в сфере молодежной политики, культуры, образования;

сформированная система непрерывного патриотического воспитания детей и молодежи;

разработанный механизм мониторинга качества и оценки эффективности Программы;

разработанная методика оценки сформированности у различных групп населения патриотических ценностей и ее динамики;

увеличение количества научных исследований и инновационных разработок в сфере патриотического воспитания, сформированность научного знания о теоретико-методологических основах патриотического воспитания населения;

методические рекомендации по организации патриотического воспитания населения, материалы для республиканских информационно-пропагандистских групп;

система информационно-методического обеспечения патриотического воспитания населения;

сформированные сообщества экспертов в сфере патриотического воспитания населения, готовые оказывать консультативно-методическую помощь разным субъектам и группам по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием населения, а также осуществлять экспертную оценку направлений патриотического воспитания населения;

подготовленные и внедренные эффективные комплексы учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию населения;

информационная база сетевых ресурсов и сервисов для повышения эффективности реализации технологий патриотического воспитания населения;

развитие и систематизация белорусского опыта в сфере патриотического воспитания населения с целью его трансляции и дальнейшего практического использования.

Выполнение показателей результативности реализации Программы также может определяться на основании тематических социологических опросов и исследований.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

29.12.2021   № 773

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь

1. Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь (далее – Совет) создается в целях обеспечения на межведомственном уровне согласованной работы по патриотическому воспитанию населения.

2. Совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.

3. Основной задачей Совета является координация взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, иных заинтересованных по патриотическому воспитанию населения.

4. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.

5. Персональный состав Совета определяется Советом Министров Республики Беларусь.

6. Для обеспечения наиболее эффективной деятельности по патриотическому воспитанию населения и решения конкретных задач облисполкомы, Минский горисполком принимают меры по созданию региональных структур Совета.

7. Задачами Совета являются:

анализ эффективности реализации Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы, утвержденной постановлением, утвердившим настоящее Положение, и принятие мер по ее совершенствованию;

формирование предложений и рекомендаций, направленных на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию;

выявление эффективных моделей и методов патриотического воспитания населения, подготовка предложений по их внедрению в Республике Беларусь.

8. Совет вправе:

запрашивать и получать в соответствии с законодательством у государственных органов, иных организаций информацию о выполнении его решений, а также документы и сведения по вопросам патриотического воспитания населения для принятия решений;

при необходимости приглашать в установленном порядке на заседания Совета для получения информации по рассматриваемым вопросам представителей государственных органов и иных организаций по согласованию с их руководителями;

создавать для рассмотрения отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, временные рабочие группы, решения которых являются основой для рассмотрения таких вопросов Советом.

9. Председатель Совета:

руководит деятельностью Совета, распределяет обязанности среди его членов и координирует работу по выполнению членами возложенных на них задач;

дает поручения по подготовке вопросов для рассмотрения на заседаниях Совета, утверждает порядок ведения и повестку дня заседаний;

проводит заседания Совета и подписывает принятые по итогам заседания решения;

осуществляет общий контроль за реализацией решений Совета, а также в пределах возложенных на него задач реализует иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

В отсутствие председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из его заместителей.

10. Секретарь Совета:

организует подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета, проверяет их полноту и качество;

формирует повестку дня заседания Совета, проект которой после утверждения председателем Совета не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания с приложением к нему всех необходимых документов направляет членам Совета;

информирует членов Совета о месте, времени проведения и повестке дня заседания, обеспечивает их необходимыми справочно-информационными материалами;

оформляет протоколы заседаний Совета, представляет их для подписания председателю Совета;

по поручению председателя Совета выполняет иные функции по обеспечению деятельности Совета.

11. Члены Совета:

присутствуют на его заседаниях;

обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых     вопросов и принятии по ним решений;

участвуют в подготовке материалов Совета, а также проектов его решений в пределах своих полномочий с учетом возложенных обязанностей, вносят свои предложения;

участвуют в обсуждении, излагают свою позицию по рассматриваемым вопросам и участвуют в голосовании во время принятия решений;

способствуют в пределах компетенции выполнению возложенных на Совет задач и реализации его решений;

при несогласии с принятым Советом решением вправе прилагать к нему свои обоснованные возражения в письменном виде.

12. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

13. Совет правомочен принимать решение при условии присутствия на заседании не менее половины от общего числа его состава.

14. На заседания Совета могут быть приглашены руководители организаций, общественных объединений и иные заинтересованные.

15. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании его членов. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании.

16. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета (заместителем, на которого возложены его обязанности) и секретарем.

17. Решения Совета доводятся до заинтересованных в виде выписок из протоколов секретарем в течение 15 календарных дней с даты проведения заседания.

18. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и иными организациями.

19. Документы и сведения, подлежащие рассмотрению на заседании Совета, представляются его членами не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания.

20. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство образования.

свернуть