Методическая копилка

Сказка-как средство экономического воспитания дошкольников

СКАЗКА – КАК СРЕДСТВО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни  Родари: «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

пробуждает фантазию, творческую активность;

способствует пониманию внутреннего  мира людей;

знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

сказки, отражающие труд людей;

сказки, показывающие быт, традиции  народа, особенности ведения народного хозяйства;

сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;

сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников.

В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.

Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.

свернуть

Дидактические игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь к встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире.

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, — самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окон­чание игры.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и так далее. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, то есть подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и так далее.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка». Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети, загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде.

Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.

Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три ... десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева — семь и девять». В этой игре игровое действие — подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание. Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, то есть скорее выполнить поставленную перед ними задачу.

В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать) — один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним — второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по ... дорожке на одной ножке» — это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей.

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Виды дидактических игр, их характеристика.

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

  • математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
  • сенсорные (для закрепления представлений о цвете, вели­чине, форме);
  • речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
  • музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
  • природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
  • для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

  • игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
  • настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
  • словесные.

Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

  1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
  2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и другие. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
  3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера.
  4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
  5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и другие. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

  • игры-путешествия;
  • игры-предположения;
  • игры-поручения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы.

В основу классификации дидактических игр, предложенной Н.И.Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

  • интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);
  • эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развле­чения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвиж­ные, игры-беседы);
  • регулятивные (игры с прятанием и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);
  • творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);
  • социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия) .

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической  игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями

Педагогическое руководство дидактическими играми дошкольников

Дидактические игры организуются по плану во время специально организованной деятельности. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Дети и воспитатель — участники одной игры. Нарушается это условие — и воспитатель становится на путь прямого обучения. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.

В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре «Наоборот» совсем не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это делается на занятиях. Но в этой игре свои строгие правила: отвечает только тот, кого спрашивают, отвечает быстро, одним словом; подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.

Дидактические игры кратковременны (10—20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре «Что изменилось?» можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

Во многих дидактических играх для старших дошкольников, как и в подвижных играх, имеются элементы соревнования: кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает у детей излишнее возбуждение, азарт. Не следует допускать этого. Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать ему возможность исправить ошибку, в другой раз отгадать загадку. Надо научить детей радоваться успехам товарища, приучить их справедливо разрешать споры, которые нередко возникают в игре.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива

свернуть

В помощь молодому педагогу

В помощь молодому педагогу

Специально организованная деятельность (занятие) - это регламентированное местом, временем и длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в учебной деятельности дошкольника. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании занятия в учреждении дошкольного образования классифицируются по: - количеству детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые; - дидактическим задачам: усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, творческое применение представлений, умений, навыков; - содержанию дошкольного образования: доминантное, интегрированное.

Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют представления из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Например: «Искусство» + «Музыкальная деятельность» + «Ребенок и природа» + «Художественная литература» Комбинированное занятие – это занятие, на котором происходит сочетание разных видов деятельности и несколько дидактических задач, не взаимосвязанных между собой, Например: «Изобразительная деятельность Рисование» + «Ребенок и общество. Игровая деятельность»

Комплексное занятие - занятие, на котором происходит реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. Например: Беседа о правилах пожарной безопасности+ игра+ рисование, т.е. используются виды деятельности по очереди. Дидактические принципы проведения занятий: -принцип научности: ориентация процесса обучения на формирование у детей целостной картины мира и создание его реального образа; -принцип наглядности: активизация имеющегося опыт детей, иллюстрирование изучаемых представлений, -принцип доступности: от легкого к трудному, от простого – к сложному, от известного – к неизвестному, -принцип системности и последовательности, -принцип сознательности и активности.

Структура занятий.

Занятие по усвоению нового материала выстраивается по следующей структуре: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка цели и задач (дети старшего возраста); 3) первичное восприятие нового материала; 4) осмысление; 5) первичное закрепление; 6) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.

Следующий тип занятия – закрепление ранее приобретенного имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) вторичное закрепление; 4) отработка умений, навыков; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.

Целесообразно использовать следующие занятия по сюжетно- тематическому оформлению: занятие-эксперимент; занятие-опыт; занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-викторина; занятие-вернисаж; занятие- мастерская; занятие-лаборатория и другие.

Занятие по творческому применению представлений, умений, навыков имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) активизация познавательной деятельности детей (проблема, ситуация, вопрос, противоречие и др.); 4) самостоятельная, свободная деятельность детей; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений; 6) определение ближайших перспектив познания. По сюжетно-тематическому оформлению такие занятия могут быть: занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-сказка; занятие-конкурс; занятие- соревнование; занятие-вопрос; занятие-вернисаж; занятие-проект; занятие- мастерская; занятие-лаборатория; занятие-приключение; занятие-открытие; занятие-презентация и другие.

Варианты ритуалов начала занятия:

  1. Сюрпризный момент как смысловая завязка занятия в соответствии с возрастом: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к известному, красивый опыт.
  2. Приветствие – эмоциональная минутка «Вхождение»:

- «Дружные ладошки»: Мы ладонь к ладони приложили и всем дружбу свою предложили. Будем дружно мы играть, чтобы добрыми и умными стать.

- «Круг друзей»:* Я-твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

*1-2-3-4-5. Всех нам надо сосчитать

Хмуриться не будем, про печаль забудем, станем улыбаться, будем заниматься.

-«Узел дружбы»: - Дети протягивают свои ладони к ладони воспитателя, Он накрывает их своей другой ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Это поможет нам дружить и помогать друг другу»;

- Колокол»:- Дети в кругу, берутся за руки, поднимают их, а затем резко опускают, произнося при этом «Бум!» и т.п.

  1. 3. Использование колокольчика;

4.Придуманные совместно с детьми и по-разному оформленные сигнальные карточки;

5.Чистоговорки и пословицы (хоровое проговаривание),в разном темпе и с разной интонацией: с удивлением, печалью, с удовольствием и т.п.

  1. 6. Различные варианты пальчиковой гимнастики;
  2. Игровое упражнение «Бусы из слов»: каждым ребенком по очереди по одному слову рассказывается знакомое стихотворение с нравственным смыслом и с заложенным мотивом предстоящей деятельности.
  3. Гимнастика для ума (например, на определенное движение вспоминаются время года, месяц, день недели, части суток; т.п. инаоборот, на определенное понятие дети делают заданное движение);
  4. Использование определенных кратковременных музыкальных мелодий.
  5. 10. Игровое упражнение « Передай хлопок ». Дети по очереди передают хлопок, стоящему рядом по кругу и в обратном направлении;
  6. 11. Игровое упражнение «Хлоп-топ». Воспитатель задает ритм по кругу: 2 хлопка, 3 притопа, и ритм катится по кругу;
  7. 12. Игровое упражнение «Слушаем звуки вокруг».

 

Активизация познавательной активности детей с помощью вопросов

Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов

Воспитанники 1 и 2 младших групп:

Определительные, простые вопросы: « Что?», «Кто?», «Где?».

Ответы на них не требуют фактической информации и ориентированы на работу памяти.

Причинно-уточняющие : «Зачем?», «Почему?», «Для чего?», « Ты действительно так думаешь…?», «Верно ли?», «Правда ли?»

Учат ребенка анализировать, понимать и обобщать услышанное.

Воспитанники средних групп:

Причинно-уточняющие вопросы: «Каким образом?», «Почему так происходит?», Как?».

Вопросы – гипотезы: например - « А верблюд кушает хлеб?, «Девочка плачет потому что потерялась?» и т. п.

Воспитанники старших групп:

Вопросы-интерпретации: начинаются со слова «Почему?».

Учат детей навыкам осознания причин тех или иных явлений, поступков, мнений. Дети, объясняя ситуацию, развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

Оценивающие вопросы: «Почему это отличается от другого?», « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», « Я сомневаюсь в правильности… Что вы мне скажете?», « Если …, то что может стать (произойти, получиться)?», «Почему так происходит?»

Вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, осознание своего отношения к тем или иным событиям, фактам.

Практические вопросы : «Как бы вы поступили?», «Как и где в обычной жизни ….?», «Как мы можем действовать?», «Как вы отгадали, что?»

Эти вопросы требуют от ребенка каких-то действий. Их лучше начинать со слов: «Как мы можем…». Вопрос нужно формулировать максимально точно. В нем должна звучать проблема интересная ребенку. Например: «Как следует поступать, когда видишь, что кто-то обижает животных?», «Как в обычной жизни сделать воздух чище?»

Творческие вопросы:« Что изменилось в мире, если бы?», «Как вы думаете?», «Как вы отгадали, что…?», «Что произойдет с.., когда…?», «Хотелось бы вам узнать…?», «Интересно вам узнать, что было потом? Спросите меня об этом». В таких вопросах есть элемент слова «бы». Эти вопросы развивают у ребенка гибкость мышления. Не бывает правильных и неправильных творческих вопросов. Для одного занятия достаточно 1-3 таких вопросов. Не стоит отвечать педагогу на свой собственный вопрос, если дети не готовы на него ответить.

 

Рефлексивные задания для детей.

Оценка должна быть не травмирующей! Важно, разделить оценку конкретной работы и оценку качеств личности самого ребенка!

Оценка – способ зафиксировать, осмыслить сегодняшний результат, выявить проблемы, причины неудач, найти путь к успеху.

Воспитанники 1 и 2 младших групп:

В каждом занятии воспитатель дает только положительную оценку успехам ребенка, подкрепляющую стремление ребенка что-то сделать или узнать.

Воспитанники  средних групп:

На положительном эмоциональном фоне дается оценка как сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей: «Молодец за «что».

Воспитанники старших групп:

* Ребенок оценивает свое участие в занятии;

* Оценка осуществляется в индивидуальном общении, а не в присутствии сверстников, Вводится элемент справедливой критичности.

* Возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Вопросы, формирующие самооценку ребенка:

«Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему»;

«Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы?»;

«Ты говорил о том, что для выполнения этой работы очень важна аккуратность. Оцени свою работу, Сравни ее с работой, выполненной раньше. Что ты можешь сказать? Чем они отличаются? Почему? Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?»;

«Что помогло тебе справиться с заданием (какое качество характера)?»;

«Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)? Что у тебя получилось лучше всего? Что было в этой работе самым трудным? Интересным? Веселым? Приятным? Загадочным?»;

«Какие умения пригодились тебе для того ,чтобы справиться с заданием?»;

«Что ты узнал нового? Чему научился?».

Варианты итога занятия.

1. Воспитатель предлагает детям ответить:

* «Какой вывод вы сделали после занятия?»

* «Что узнали нового?», «Что можете рассказать маме (папе)?»

* « Что запомнили?»

* «Что было самым интересным?»

* « Что можно сказать о занятии, выражая свои мысли « наоборот»?

* « Бывает ли так?», «Смогли ли мы помочь?», «Смогли ли мы убедиться? Доказать?»

2.Придумать задание или загадку для родителей;

3. Подумать о … и обсудить на следующем занятии;

4. Использовать рефлексивный метод: «Продолжите фразу»:

-Сегодня было интересно…

-Я понял, что…….

-Мне захотелось….

-Трудно было….

-Я почувствовал….

-Я научился…..

-Я смог…..

5. Использование метода «Зарядка» при оценке: интереса и активности на занятии.(«хлопки над головой»- отлично, «присесть на корточки» - плохо и т. п.);

6. Использование рефлексивного метода «Дерево настроения»: с помощью цветных силуэтов дается оценка предложенного критерия;

7.Назовите вопросы, ответ на которые вы бы хотели услышать от воспитателя;

8. Емкий фразеологизм с нравственной направленностью( проговаривание хором);

9. Мини-притчи(для детей) по теме занятия;

10.Релаксация под музыку и слова воспитателя;

11.Сюрприз от воспитателя, связанный с темой занятия;

12.Придуманный совместно с детьми «Ритуал прощания»;

Десятка вопросов воспитателю для самоанализа занятия

1.Какой была собственная подготовленность к занятию? Удалось ли побудить детей к предстоящей познавательной деятельности? Грамотно ли были сформулированы воспитанникам цели и задачи предстоящей деятельности (средний – старший возраст)?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными были они?

3. Насколько целесообразно было использование материалов и оборудования? Соблюдены ли правила безопасности для жизнедеятельности детей?

4. Как было организовано усвоение (закрепление, творческое применение) представлений, умений и навыков по времени, доступности, объему?

5. Оцените степень активности детей на занятии: сколько раз и кто говорил, почему молчали остальные? Стимулировался ли интерес и положительные эмоции воспитанников во время занятия?

6. Удалось ли вам грамотно подобрать ведущие методы и приемы обучения детей в соответствии с типом занятия?

7.Что было дано в виде готовых представлений, а до чего додумались дети? Что смогли бы ответить дети на вопрос: «Зачем мы это делали?»

8. Какие приемы использовались для оценки деятельности детей, не была ли оценка травмирующей для ребенка? Какова была психологическая дистанция между взрослым и детьми: «над», «рядом», «вместе»?

.Что целесообразно было бы изменить в занятии?

10. Что можно было бы поставить себе в «плюс», а что – в «минус»? Вы получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми?

свернуть