Маршруты выходного дня

Витебский зоологический парк

Витебский зоологический пар     

     Витебский зоологический парк был основан 30 марта 1992 года на базе театра зверей. Первоначально звери размещались на заднем дворе здания (где сейчас Витебская духовная семинария) на улице Комиссара Крылова, 7. В данный момент зоопарк находится на улице Я. Купалы, 17. Часть животных (преимущественно теплолюбивых), а также рептилии находятся в самом здании. Остальные - в специальных павильонах и в открытых вольерах. Кроме того, некоторые животные уже переехали в новый зоопарк в Билево. Однако новостройка затягивается. Будем любоваться животными в старом уютном зоопарке.

  • Адрес: г.Витебск,  ул. Я. Купалы, 17
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: 2-7 лет
  • ОписаниеНа территории зоопарка обитает около 70 видов животных в количестве более 1000 особей. Множество из них составляют зверюшки, пострадавших от людей и попавших сюда ранеными. Частенько люди приносят сюда малышей, найденных в лесу, а также домашних животных, которым не могут обеспечить уход дома. Обо всех питомцах работники заботятся несмотря ни на какие трудности, ремонтируются помещения и закупается качественный корм. К слову, одно из самых долгоживущих в зоопарке животных — лошадь Ласточка, которая находится здесь более 20 лет. Среди класса млекопитающих в зоопарке есть представители отряда хищников (львы, рыси, ягуары, лисы, волки, медведи, мангусты, носухи, енотовидные собаки, хорьки, шиншиллы), приматов (макаки, мартышки, галаго), парнокопытных (верблюды, гуанако, ламы, лоси, олени, зубры, кабаны, косули, козы, камерунские овцы, карликовые свиньи, нильгау), непарнокопытных (лошади, ослы), грызунов (дикобразы, белки, морские свинки, нутрии, сурки), а также ежи, кролики, кенгуру и египетские летучие собаки отряда рукокрылых.

                                   

Перед тем как отправиться к памятному месту:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения на природе, в парке, зоопарке.

Содержание маршрута:

  • Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.
  • Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 
  • Заранее ознакомьтесь с обитателями зоопарка, их кличками  здесь.  
  • Прогуливаясь по зоопарку обратите внимание ребенка на различные виды животных и птиц.
  • Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Используя эти фотографии можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), как оно спит, ест, что любит делать, какие звуки издает, на какое животное может быть похоже и чем. 
  • По дороге домой задайте ребенку вопросы:   

Понравилась ли прогулка выходного дня? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего. Можно предложить ребенку нарисовать понравившегося обитателя зоопарка. 

        

свернуть

Маршрут выходного дня к памятнику "Бродячий музыкант"

Маршрут выходного дня к памятнику «Бродячий музыкант»

Место расположения: проспект Фрунзе, 11.

Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-5 лет.

Тип экскурсии: пешеходная

Продолжительность по времени 1,5 ч

Место: Площадь Свободы

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована

Опасные участки:

  • пешеходный переход
  • движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Внимание! Перед началом маршрута обязательно проведите беседу с ребёнком уточните у ребёнка, какие правила дорожного движения необходимо соблюдать.

Задайте вопрос ребёнку, что он знает о своём городе, какие скульптуры он уже видел, желает ли он отправиться к необычному и мистическому памятнику – скульптуре «Бродячий музыкант»?

  Расскажите ребенку о том, что в центре города находится улица Ленина. На её пересечении с улицей Фрунза находится памятник Бродячему музыканту. Иногда ее называют «Уличный клоун».

 

 Расскажите историю создания скульптуры: это подарок городу Витебску от заслуженного артиста России, руководителя «Невероятно странного цирка» Николая Челнокова.

Обязательно расскажите кто такие бродячие музыканты.

   И все же – почему эта достопримечательность Витебска имеет в своей основе мистику? Вокруг скульптуры «Уличный клоун» стали складываться легенды и поверья. Уже считается проверенным в народе факт, что если дотронуться до гармошки, то хорошее настроение не покинет на протяжении дня. А для того, чтобы сопутствовала удача целый день, обязательно нужно поздороваться за лапку с собачкой.

 

   Еще говорят, будто, если подержаться за деньги, которые выглядывают из заднего кармана бродячего музыканта, будет преследовать финансовая удача.

  А нос клоуна, если к нему дотронуться, обязательно навлечет на вас любовь.

 

  Главное, следуя народным поверьям, не переборщить. Ведь со стороны весьма забавно наблюдать, как люди здороваются и обнимаются с бронзовым героем.

Что ещё рассмотреть с ребёнком: Рядом находящиеся скульптуру рояля и земного шара с указанием на нем Витебска, выполненные из искусственной растительности.

  

 

    В какие игры можно поиграть с ребенком во время прогулки:

«Что я вижу…»

«Какой, какая, какое?»

«Назови музыкальные инструменты»

 

Можно прочитать:

стихотворение «Бродячий музыкант» Петр Марчуков. Это трогательный рассказ о маленьком бродячем музыканте!

сказку: Братья Гримм «Бременские музыканты»

 Задания после завершения маршрута:

вылепить из пластилина скульптуру;

нарисовать арену цирка;

сделать фотоколлаж вместе с ребенком;;

побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки;

сочинить рассказ на тему: «Кого я встречу в цирке».

Обязательно  предложите ребенку сфотографироваться!

Конечно, можно предаться фантазиям у скульптуры «Уличный клоун». А можно побродить по окрестностям – и вы не пожалеете. Ведь совсем рядышком находятся удивительные достопримечательности ВитебскаЛетний амфитеатр и музей «Духовский круглик»

Желаем приятного культурного отдыха!

 

свернуть

Маршрут выходного дня «Памятник лётчику А.К. Горовцу»

Маршрут выходного дня «Памятник лётчику А.К. Горовцу»

 

 

    Хороший способ рассказать о войне ребёнку – пройтись с ним по памятным местам, возложить цветы и прочесть вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример патриотизма ребёнку. Наглядность – очень важна для ребёнка.

Рекомендуемый возраст ребенка: 4-7 лет

Участники: дети и родители.

Возьмите с собой: брошюру, воду, мобильный телефон, фотоаппарат.

    Как добраться: на маршрутном такси № 72, 73,  43, 106, 110 до остановки «ул. Коммунистическая». Памятник расположен в сквере имени Горовца между улицами Горовца и Коммунистической.

Загадки, которые можно загадать ребенку во время дороги

Стать летчиком очень не просто.

Хоть небо мальчишек зовет.

Важны здесь отвага и смелость,

Лентяй в их отряд не пройдет (лётчик)                                

Саша гордо самолёт На веревочке везёт. Он готовится к полётам, Значит, вырастет...(пилотом)

Держит он штурвал в руках.

В кресле сидя, в облаках

Совершает он полёт.

Он не дремлет на работе,

На работе он в полёте

Потому, что он…(пилот)  

Расскажите ребенку о памятнике летчику А.К. Горовцу.

Рассмотрите с ребенком памятный знак.

    Памятник лётчику Александру Константиновичу Горовцу установлен в Витебске сравнительно недавно: в 1995 году. Работа скульпторов Инькова и Артимовича, совместно с архитектором Рыбаковым.

   Александр Горовец, Герой Советского Союза, родился недалеко от Витебска, в деревне Мошканы Сенненского района. В Витебске он окончил школу-семилетку, работал слесарем, учился в аэроклубе. В начале 30-х годов учился в Полоцком лесном техникуме. В 1935 году окончил лётную школу в Ульяновске, а в июне 1942-го отправился на фронт заместителем командира эскадрильи истребительного авиаполка. Горовец совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 вражеских самолетов, 40 автомашин, 24 повозки. 6 июля 1943 года Александр Константинович вступил в бой с 20 немецкими бомбардировщиками и сбил 9, последний из них — тараном. Этот бой, в котором лётчик погиб, произошёл на Курской дуге. Его подвиг является признанным рекордом.

   В Витебске его именем названы улица, где ранее проживали его родители, и аэроклуб.

Стихотворение, которое можно прочитать детям во время прогулки по скверу.

Военные летчики

Летят на серебряных крыльях

Защитники нашей страны.

Здесь скорости сверхзвуковые,

Здесь знания очень важны.

Василиса Светлая

     После завершения прогулки поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, предложите сделать рисунок вместе с вами, по возвращению домой.

Не забывайте о правилах поведения в общественных местах, и при переходе проезжей части.

Ваши дети равняются на Вас - родителей, так что будьте для них примером во всём!

свернуть

Жанровая скульптура "Золотая рыбка" (для детей 4-7 лет)

Жанровая скульптура "Золотая рыбка" (для детей 4-7 лет)

Цель: способствовать побуждению интереса воспитанников к современной архитектуре нашего города. привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Тип экскурсии: городская

Вид экскурсии: тематическая

Маршрут экскурсии: г. Витебск, ул. М .Горького – Драмтеатр –  ул.А.С.Пушкина - скульптура "Золотая рыбка"

(маршрутное такси №1-тк, №99-тк, №59-тк или автобусы №1, 99 от остановки "39-я Армия" до остановки "Драмтеатр").

Содержание беседы с ребёнком перед выходом на маршрут:

— Уточнить на каком виде транспорта можно совершить экскурсию;

- Напомнить о правилах поведения в общественном транспорте, о правилах дорожного движения.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:

  • Спросите у ребёнка, что такое достопримечательность?
  • Какие в нашем городе есть достопримечательности?
  • Расскажите ребенку «Что такое скульптура (жанровая скульптура)? Для чего их, возводят?» 

Ход экскурсии:

- Предложите ребенку рассмотреть скульптуру, вспомнить по мотивам какой сказки сделана эта скульптура, кто автор сказки? (Сказка о золотой рыбке А.С.Пушкина);

 - Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, какие еще произведения написал Пушкин?

 - Расскажите, что эта скульптура является скульптурной загадкой. Автором Золотой Рыбки стал скульптор Иван Казак.

- Пофантазируйте вместе с детьми :если это героиня сказки Александра Пушкина «Золотая рыбка», то почему у нее во рту ключ от города? Она отдает его проезжавшему через губернский центр русскому поэту? Или же это двинский или витьбовский карась встречает киевскую княгиню Ольгу, прибывшую челном ли, пароходом ли основывать на семи холмах погост? 

В завершение экскурсии можно сделать фото на память о выходном дне.

После экскурсии рекомендуем:

  • Перечитать "Сказку о золотой рыбке";
  • Рассмотреть иллюстрации к этой сказке;
  • Устроить семейный просмотр сказки;
  • Предложить ребенку нарисовать, что больше всего ему понравилось во время экскурсии.

свернуть

Памятный знак "Детям войны"

Памятный знак "Детям войны": эту боль забыть не возможно.

Памятный знак "Детям войны" находится в символичном месте Витебска – Парке партизанской славы имени Миная Шмырёва.

Адрес: г. Витебск, Парк партизанской славы имени Миная Шмырёва

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст: от 5 до 7 лет

Предварительная работа:

- прочитать, перед походом к памятному знаку, дома с ребенком произведение Владимира Ермаковича «Детям Войны»;

- предложите ребенку прослушать песню «И всё о той весне…»

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

- взять живые цветы для возложения к памятнику.

Содержание маршрута:

  • Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.
  • Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 
  • Рассмотрите с ребенком памятный знак. Расскажите ребенку о детях переживших войну. 
  • Рассмотрите с ребенком призму с надписями. Позвольте ребенку прочитать (если умеет) надписи. 
  • Расскажите ребенку кратко о Великой Отечественной войне  и о страданиях детей. 

Памятный знак "Детям войны" находится в символичном месте Витебска – Парке партизанской славы имени Миная Шмырева. Памятный знак "Детям войны" в Витебске – память о трагических страницах в истории белорусского народа.

Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и полных страдания. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нём теплится последняя надежда и вера в победу.

Композиция "Детям войны" была открыта в Витебске в июне 2011 года в рамках празднования Дня города. Ее автор - витебский скульптор Валерий Могучий.

Трудные, голодные и холодные военные годы были тяжелыми, злыми годами, особенно тяжело пришлось детям. Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи оказались в плену у врагов. Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву. Детей никто не заставлял воевать, работать, но так случилось, что они должны были во всем помогать и работать как взрослые. Дети работали на заводах, фабриках вместо взрослых, которые ушли на войну. Из-за маленького роста они не доставали до станков. И им под ноги ставили скамеечки.

Каждый четвертый сгинул в той войне! А ведь еще были те, кого угнали - только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей.

Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были?»

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

Сегодня дети войны стали нашими бабушками и дедушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы, хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если мы будем помнить о том, что пережил наш народ в годы войны.

А ведь на самом деле в этом памятнике Витебска показали не просто отдельный эпизод войны, а великую трагедию белорусского народа. При освобождении Витебск был полностью разрушен.

Поинтересуйтесь у ребенка: как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? Как можно узнать ветерана Вов?

Можно поиграть с ребенком в дидактическую игру: «Каким должен быть воин?»

Цель: способствовать формированию патриотизма

Ход игры: поочередно называть качества воина-защитника: храбрый, отважный и т.д.

Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру «Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили,

Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.

Хорошенько посолили.

Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша,

Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).

Так вкусна солдата каша!

Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.

! Придя домой, посмотрите вместе с  ребенком фильм «Садись рядом, Мишка!» (6+).

О чем: Фильм снят по мотивам автобиографической повести Юрия Германа «Вот как это было». Семилетний Мишка Афанасьев (Евгений Черницын) и его друзья пытаются выжить в блокадном Ленинграде. Когда одним морозным утром обессиленные Леночка и Геня отказываются вставать с кровати, Мишка отправляется на поиски взрослых.

 

свернуть

Мемориальный комплекс "Площадь Победы"

«Площадь Победы – мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины или, по-народному, «Три штыка» – парк Победителей».

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст

 Для посещения этого места нужно провести предварительную работу: беседы с детьми о ВОВ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки военных лет.

Как добраться до парка Победителей в Витебске:

Автобус

Ост. «Библиотека» им. Ленина» автобус № 1, 99

Автобус

Ост. «Площадь Победы», № 45

Трамвай

Ост. «Площадь Победы», №№ 1,2, 7

Троллейбус

Ост. «Библиотека» им. Ленина», №№ 1, 2, 4, 6, 8, 9

Маршрутное такси

Ост. «Библиотека» им. Ленина», №№  99-т

Продолжительность по времени 2-3 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована

Опасные участки:

  • пешеходный переход
  • высокий берег Двины
  • движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Что рассмотреть с ребёнком: Какие деревья растут в парке? Сколько этажей в близлежащих домах? Какая техника расположена на аллее воинской славы? Сколько самолётов, вертолётов, танков, и т.д.. Ознакомьтесь с табличками возле каждой военной техники.

Беседа с ребенком в процессе движения по маршруту:

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами.   И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы). Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить»).

Рассмотрите с ребёнком: площадь Победы, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны, цветы, рассмотреть весь мемориальный комплекс и что в него входит, деревья растущие в парке и на аллее воинской славы, военную технику, ознакомьтесь с информацией на табличке возле каждой техники, сравните технику времён ВОВ и современную, поищите отличия.

Начало маршрута – площадь Победы. Спросите у ребенка, почему площадь имеет такое название. Площадь Победы – самая большая площадь города и страны. Расположена в Октябрьском районе на соединении улиц ЛенинаЖестковаКалининаГенерала БелобородоваМосковского проспекта и проспекта Черняховского.

Поинтересуйтесь у ребенка как называется самая большая площадь города и страны?

Включает в себя мемориальную зону и зону для массовых мероприятий.

Авторы проекта застройки: архитекторы А.Бельский, В.Данилов, З.Конош, З.Озёрова, А.Расейкин, А.Фридман, Ю.Шпит.

Обратите внимание ребенка на саму площадь, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны

Далее можно пройти до пешеходного перехода, вспомнить с ребенком правила дорожного движения.

Следующим памятником в маршруте является Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины.

 

Памятник находится на главной площади Витебска – Площади Победы. Он создан в 1974 году по проекту архитектора Юрия Висильевича Шпита с участием скульпторов Б. Маркова и Я. Печкина и инженеров В. Журавского и В. Свободы.

Мемориальный комплекс включает площадь мемориала, 2 бассейна, 10 пилонов, скульптурные композиции и главный монумент.

Пилон - массивный невысокий столб, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию парка и прочего.

Поиграйте с ребенком, игровое упражнение «Опиши, что видишь»

Прямоугольная площадь мемориала находится ниже уровня площади Победы, к ней ведут 14 ступеней. По сторонам площади установлены по 5 пилонов с датами каждого года Великой Отечественной войны. К главному монументу ведут два бассейна.

По центральной оси мемориала, на берегу Западной Двины возвышается главный монумент – 3 так называемых «штыка»,  56-метровых обелиска, суженные вверху (это высота двух девятиэтажных домов). В народе этот монумент не случайно называют «три штыка» – штыки символизируют три силы, которые победоносно громили врага: воины Советской армии, партизаны и подпольщики. На высоте пяти метров пилоны объединены, на гранях   отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики».

Как еще называют памятник?

Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям». А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. К реке от монумента ведут 3 лестницы.

Для чего нужен вечный огонь?

Перед площадью мемориала, по бокам, установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов и мирных жителей.

Какие цветы ты видишь вокруг?

У мемориала проводятся не только торжественные митинги. Мемориальный комплекс «Три штыка» в Витебске – излюбленное место для свадебных фотосессий. Возлагая цветы к монументу отдают дань памяти бессмертному подвигу народа, тем самым подтверждая народную мудрость: сохранив память о прошлом, приумножим будущее. Зачем возлагают цветы к монументу?

Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь  по Парку Победителей,

Расскажите ребёнку, что Парк Победителей, до 2010 года был сквером Калинина, но в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне скверу присвоили  название – Парк Победителей. В парке есть не только аттракционы, но и аллея воинской славы. При входе в аллею рассмотрите надпись на камне. Напомните правила поведения возле дороги, так как аллея находится рядом с проезжей частью.

Спускаясь по ступенькам, посчитайте сколько ступенек.

Далее маршрут проходит по аккуратно выложенным плиткой дорожкам, между военной техникой. В аллее представлено более 20 единиц боевой техники, относящяейся, за исключением некоторых образцов, к периоду Великой Отечественной войны. Танки, пушки, самоходные установки, вертолёты, самолёты. Техники здесь очень много. На каждом образце висит табличка с описанием.

Вся техника расположены тремя группами.

В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.

На параллельной аллее стоит авиатехника.

Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17...

Третья группа - четыре единицы лёгкой бронетехники.

БТР-60, БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное), БМД-1 и 2С9 Нона.

Рассмотрите с ребёнком военную технику, уточняя, знает ли ваш ребёнок какую-нибудь модель, прочитайте вместе таблички, с информацией о данном объекте.

Обратите внимание на внешний вид машин, чем они похожи, чем отличаются.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, или посетить аттракционы, которые тянутся вниз многометровой полосой от «трёх штыков» вдоль берега Западной Двины. Здесь можно пострелять в тире, покататься на роликовых коньках, полюбоваться природой и светодинамическими фонтанами.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.

 

Задания после завершения маршрута:

Предложить своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось; Сделайте совместно с ребенком работу, аппликацию, поделку, можно сочинить рассказ на темы: «Три штыка», «Вечный огонь», «Самолёт», «Вертолет», «Танк» и т.д.

 

Дополнительный материал для организации прогулки выходного дня:

 

Игры и игровые упражнения

«Отгадай слово»

Задумайте слово, находящееся в поле видимости ребенка и предложите отгадать его с помощью подсказок.

«Высокий, многоэтажный, сделан из кирпича» (дом), «едет по дороге, имеет четыре колеса, везет пассажиров» (автобус).

 

Игра на координацию движений «Солдат»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

 

Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.      Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,         Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.      и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,          Ладонь вверх, пальцы растопырены,    

Сильными и смелыми.          сжимаются и разжимаются.  

 

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти — все бойцы

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых.

 

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

 

Два — сметливых молодца. 

Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

 

 

Два мизинца — коротышки-

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять–Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

 

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

 

Показывают безымянные пальцы.

 

Показывают мизинцы.

 

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Сжимают и разжимают пальцы.

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

Хлопают в ладоши.

Загадки

 

 

Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается...

Ответ: Тюльпан

 

Кто живёт на небе чистом,

Называется лучистым?

Греет, светит, глазки «слепит»,

Его очень любят дети.

Ответ: Солнышко

Ползёт черепаха —

Стальная рубаха,

Враг — в овраг,

И она, где враг.

Ответ: Танк

 

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет

Человек им управляет

Что такое?

Ответ: Самолет

 

 

Стихотворения

***

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

 

 ***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Н. Найденова

***

Мы врага отбросим

Сигнал тревоги

над страной.

Подкрался враг,

Как вор ночной.

Фашистов черная орда

Не вступит в наши города.

И мы врага отбросим так,

Как наша ненависть крепка,

Что даты нынешних атак

Народ прославит на века.

(А. Барто)

 

Прочтите ребенку тематическое стихотворение (ниже размещены qr-коды, наведите на него камеру и перейдите по ссылке):

Посмотрите с ребенком короткий видеофильм о памятнике (ниже размещен qr-код, наведите на него камеру и перейдите по ссылке):

свернуть

Учреждение культуры "Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева"

Учреждение культуры

"Витебский областной музей Героя Советского Союза

Миная Филипповича Шмырева"

 

 

Адрес: г. Витебск, ул. Чехова, 4

Возраст ребенка: от 3 до 7 лет

Вид маршрута: автобус № 1

Время работы: ежедневно с 8.00 до 19.00

Телефон для записи: 26-31-68

   Минай Филиппович Шмырёв (11 (23) декабря 1891 — 3 сентября 1964) — один из организаторов партизанского движения на территории Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Почётный гражданин Витебска (1964).

Музей предлагает следующие виды услуг:

  • обзорные и тематические экскурсии по экспозиции музея;
  • лекции по истории партизанского движения на Витебщине;
  • музейно-педагогические уроки для учащихся;
  • музейные и городские квесты;
  • исторические справки и консультации по вопросам партизанского движения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.;
  • выездные выставки;
  • пользование литературой библиотечного фонда музея;
  • демонстрация фильмов: документального – «Бацька Мінай».

В истории Великой Отечественной имя Батьки Миная связано с так называемыми Суражскими, или Витебскими, воротами. Этот разрыв немецкого фронта длиной в 40 километров был создан благодаря действиям 1-й Белорусской партизанской бригады под его командованием и 4-й ударной армии. Он стал артерией, связывающей Большую землю с народными мстителями Беларуси, Украины, Прибалтики. Через эти ворота в течение более семи месяцев мирное население спасалось от карательных экспедиций. А также шли диверсионные группы, поставлялись провизия, оружие и медикаменты.

Кстати, через эти ворота Минай Шмырёв добирался на совещание партизанских командиров в Москву и лично рассказывал Сталину, как народным мстителям удается их удерживать и какое значение они имеют для партизан и местных жителей. В ответ главнокомандующий дал распоряжение расширить поставки боеприпасов в Суражскую зону.

 Награды:

Память:

  • Первым удостоен звания «Почётный гражданин города Витебска» (1964).
  • В Витебске существует музей М. Ф. Шмырёва, его именем названа улица, школа, лицей, мост через р. Лучоса. В 1965 году по р. Западная Двина был пущен теплоход «Минай Шмырёв».
  • В честь Шмырёва назван сорт чёрной смородины («Минай Шмырёв (батька Минай)»).
  • Витебский государственный машиностроительный колледж носит имя М. Ф. Шмырева.
  • В городском посёлке Сураж установлен памятник в увековечение памяти детей М. Ф. Шмырёва.
  • В городе Витебске на доме, где жил Шмырёв после войны (переулок Крупской, 39), установлена мемориальная доска.
  • В 1967 году выпущены марки с изображением М. Ф. Шмырёва.
  • В 1975[1] году возле здания школы № 43 в Витебске установлен бюст М. Ф. Шмырёва. Этой школе также присвоено имя Миная Филипповича.
  • В 2010 году именем М. Ф. Шмырёва назван Парк партизанской славы в Витебске (бывший Парк им. Ленина).
  • В ГУО «Средняя школа № 73 г. Минска» действует музей истории I Белорусской партизанской бригады им. М. Ф. Шмырёва

Образ в искусстве:

  • Минай Шмырёв упоминается в документальном сериале «Неизвестная война». Фильм 4-й «Партизаны. Война в тылу врага».
  • О судьбе Миная Шмырёва и его семьи на студии «Беларусьфильм» был снят фильм «Батька». В 1964 году был снят документальный фильм «Бацька Мінай»[3].
  • Стихотворение Аркадия Кулешова «Баллада о четырёх заложниках» (белор. Балада аб чатырох заложніках), рассказывающее про Батьку Миная, было положено на музыку и вошло в репертуар ВИА «Песняры».
  • Трагедия семьи Шмырёва вдохновила белорусского поэта Якуба Коласа на написание стихотворения «Бацьку Мінаю Архивная копия от 7 августа 2016 на Wayback Machine».
  •          
  •  
  •  
  •  
свернуть

Тэатр "Лялька"

 

Беларускі тэатр «Лялька»

Маршрут выходного дня: Беларускі тэатр «Лялька»

Адрес: г. Витебск, ул. Пушкина, д. 2

Возраст ребенка: от 3 до 7 лет

Вид маршрута: автобус № 1, 99, трамвай № 6, маршрутное такси № 1, 99

Предварительная работа: беседа о видах театров; правилах поведения в театре; чтение произведений на белорусском языке в соответствии с возрастом ребенка.

Прочитайте ребенку:

С.Я.Маршак «В театре для детей»

Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд,

По каждому проходу

Идет волна ребят.

 

Сажают их на стулья

И просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье,

Куда залез медведь.

 

Из длинного колодца

Невидимо для глаз

То флейта засмеется,

То рявкнет контрабас.

 

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

 

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

 

Внизу запела скрипка

Пискливым голоском

Заговорила рыбка

На берегу морском.

 

Все эту сказку знали

О рыбке золотой,

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

 

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

 

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

 

Ладоней им не жалко…

Но вот пустеет дом,

И только раздевалка

Кипит еще котлом.

Содержание маршрута:

Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути исторические памятники,  интересные строения.

Порассуждайте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, выясните какие объекты ребенок знает и помнит, куда бы он еще хотел сходить (это послужит перспективным маршрутом в дальнейшем).

Напомните ребенку о правилах безопасности на улице:

Чтоб по улицам гулять

Нужно правила нам знать.

Как пройти дорогу скоро

По сигналу светофора?

Пешеходам для начала

Нужно знать лишь два сигнала

Красный — стой! спокойно жди.

А зеленый — проходи!

Для машин закон таков

— Три сигнала — путь готов.

И водитель должен знать

Можно ехать, иль стоять.

Красный свет — запрет движенью.

Желтый свет — к приготовленью.

А зеленый свет горит

— Проезжайте, путь открыт!

Автор: В. Грибановский

Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду, на сезонные изменения в природе. 

Рассмотрите с ребенком здание театра и прилегающую к нему территорию. Расскажите ребенку о театре. 

Белорусский театр «Лялька» был создан в 1985 году как кукольная труппа при драматическом театре имени Якуба Коласа. Первый спектакль («Дзед і Жораў» по пьесе В.Вольского) был отыгран 20 апреля 1986 года. Этот день традиционно празднуется как День рождения Белорусского театра «Лялька». В 1990 году кукольный коллектив, имея постоянный репертуар, выделился в отдельный театр со зданием в центре города. В 2000 году коллективу театра «Лялька» присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь». Коллектив Белорусского театра «Лялька» известен в Белоруссии и за её пределами, на его счету пять Гран-при, призы за лучшие спектакли и роли, дипломы международных фестивалей.

Репертуар театра «Лялька» составляют 32 спектакля по классическим и современным произведениям для разных возрастных групп. Кроме этих спектаклей в театре проходит батлеечное представление, созданное на основе классического сюжета про Иисуса Христа и Царя Ирода. Спектакли театра «Лялька» идут исключительно на белорусском языке.

До начала спектакля проведите экскурсию для ребенка в фойе театра, рассмотрите экспонаты в импровизированном музее, расскажите о них ребенку. Позвольте ребенку прогуляться и рассмотреть понравившиеся экспонаты. 

Спросите у ребенка при посещении театра: Знает ли ребенок правила поведения в театре? Что можно и нельзя делать в театре?  Знает ли ребенок как называется место, где выступают актеры театра?  Как называется перерыв между действиями спектакля?  Как называют человека, который играет роль на сцене? Как называются шторы, открывающиеся перед представлением?

Придя домой, попросите ребенка поделиться впечатлением от посещения театра.  Предложите поиграть в дидактическую игру «Из какой сказки герой».  Показать картинки героев различных сказок, спросить в какой сказке он живет?

Самый доступный вид театра в домашних условиях  - пальчиковый. Героев для инсценировок можно найти в интернете, распечатать, вырезать и организовывать веселые и познавательные театральные минутки  

Предложите ребенку атрибуты для показа спектакля по известной и любимой ему сказке: Ширмой для театра может послужить и перевернутый табурет, а ненужные шторы станут занавесом, многочисленные игрушки – станут героями спектакля, а папа, брат или сестра, бабушка и дедушка станут благодарными зрителями.

Репертуар театра:

Спектакли театра для детей

  1. «Хлопчык-Зорка»
  2. «Чароўная зброя Кэндзо»
  3. «Яшчэ раз пра Чырвоную шапачку»
  4. «Асцярожна, Соня!»
  5. «Брэменскія музыкі»
  6. «Церам-церамок»
  7. «Прынцэса і Свінапас»
  8. «Жыў-быў Заяц»
  9. Тук-тук! Хто там?»
  10. «Бука»
  11. «Дзед і Жораў»
  12. «Воўк і раз, два, тры»
  13. «Ямелева шчасце»
  14. «Аладзін»
  15. «Сонейка і снежныя чалавечкі»
  16. «Кветачка-вясёлка»
  17. «Сунічкі для Веліканачкі»
  18. «Марозка»
  19. «Чорная курыца, або Падземныя жыхары»
  20. «Хлопчык і Цень»
  21. «Піліпка і ведзьма»
  22. «Дапытлівы слонік»
  23. «Адважныя браты»
  24. «Касмічная казка»
  25. "Папялушка"
свернуть

Парк им. Советской Армии

Парк имени Советской Армии

Парк имени Советской Армии (Парк «Мазурино») расположен в северной части города, в Октябрьском районе, на берегу левом реки Западная Двина между устьями ручьёв Прудок и Поповик. Основан в 1946 году

Имение Мазурово

В 1785 году деревней Мазуриной владели господа Косовы.

Имение Мазурино появляется только на карте 1840-х годов. Оно располагалось на левом берегу Двины, выше устья ручья Прудок. Сразу за усадьбой вдоль берега был обозначен лес.

В 1878 году имением Мазурино владела Коссова, Пелагея Ивановна (католичка). 243 дес. земли.

В 1906 году имение Мазурово (сельцо «Прудок», «Мазурино»—тожъ) принадлежало архиерейскому дому
Кроме того, уже на карте 1904 года территория современного парка обозначена, как Лагерь местных войск.

14 сентября 1902 г. с воздушного шара "Осовец 7" во время пролета неподалеку от лагеря был выполнен снимок, который сохранился в Российском государственном военно-историческом архиве.

История

На карте 1922 года за ручьем Прудок указан Лагерь местных войск.
На карте (до 1934 года) на этом месте находился лагерь 27 стрелковой дивизии. Никаких зеленых насаждений не обозначено.
Парк появился в 1946 году на месте бывшего села(?) Мазурино. В 1950-х годах здесь размещался летний лагерь 103-ей Гвардейской дивизии, которой и принадлежит основная заслуга в озеленении парковых аллей.

До 1976 года назывался парком Мазурино, затем был переименован в парк имени Советской Армии. В 2007 году официально признан структурным подразделением Государственного учреждения «Центр культуры «Витебск».

До 2006 года в парке находился, установленный на постамент самолёт Миг-17 (бортовой номер 07)[8]. На территории парка произрастают берёза, ясень, клёны яснелистный и пирамидальный, дуб, ель, сосна, сирень, акация белая и жёлтая, ива.

В парке организован пункт проката спортинвентаря для активных развлечений. В весенне-летний сезон это роликовые коньки, скейтборд, велосипеды прогулочные для разных возрастов, в зимний — лыжи.
В праздничные дни для гостей парка выступают творческие коллективы Государственного учреждения «Центр культуры «Витебск». Парк культуры и отдыха имени Советской Армии открыт для посещения ежедневно с 10.00 и до 17.00. Вход свободный.

свернуть