Сундук прошлого и настоящего.
История возникновения слова «рушник»
У славян полотенце было с вышитым или вытканным узором. Такое полотенце называлось «рушник».
Слово рушник происходит от корня "руш", "рух". В словаре "рушить" – ломать, рвать, то есть рушник – оторванный кусок ткани, отрез.
В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду – рухо, рухлядь.
Созвучие со словом "рука" дает повод толкования слова "рушник" как полотенца для рук. Для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник – ветошка, висящая при рукомойнике – куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником.
Настоящий же рушник при ширине около 35 - 40 см. имеет длину 3 - 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой – таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.
Рушник в обрядовой культуре славян
В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников – самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти.
Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали избу. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.
Рушники на окнах и дверях – это обереги от недобрых сил. Существует также традиция в дорогу людей снабжать амулетами – рушниками с оберегами (вышитыми фигурками людей), рушник – символ гостеприимства – на нем подносили хлеб-соль (обычай подносить хлеб на вышитом полотенце гостю означает не только уважение к нему, но и веру в то, что гость пришел с добрыми помыслами).
Благословляя родного и близкого человека в дальний путь, всегда давали с собой вышитый рушник, чтобы путь был легче, а возвращение – быстрее.
Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы для семьи. «Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею».
При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами, рушниками поднимали центральную балку, затем их дарили мастерам-строителям.
На рушниках вышивались два конца, к которым пришивалось вязанное крючком кружево. Орнаменты на них вышивали традиционные, обусловленные обрядом.
Рушник «от рождения до смерти»
Рушник – украшенное вышивкой полотенце – непременный атрибут всех народных праздников и обрядов; он в прямом смысле сопровождал человека от колыбели до могилы. Рождество, Масленица, Троица – ко всем этим праздникам шились и вышивались рушники.
Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах.
При крещении ребенка крестная мать держала его на вышитом собственноручно рушнике. Такой рушник особо насыщен обереговыми атрибутами, поскольку они должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед вражьими силами – младенцу и матери.
Большую роль играл рушник и в похоронном ритуале. Ими провожали в последний путь умершего. Рушниками опускали в могилу гроб.
Иконный рушник «Божница» обязательно должен был покрывать все иконы, висевшие в красном углу. В семьях были специальные рушники, в которых заворачивали Библию, так как её никогда не брали голыми руками.
Для вытирания рук были полотенца «утирачи», которые практически не украшались.
Особая роль принадлежала свадебному рушнику. Не менее сорока рушников необходимо было припасти к свадьбе. О важности рушника в свадебной обрядовости свидетельствуют отдельные названия.
Самое большое и нарядное, "рукобитное"– жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками одаривала невеста родню жениха, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. Вот откуда пошел обычай надевать ленты свидетелям.
Перед венчанием родители благословляли молодых иконами украшенными "благословенными" рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.
На венчании молодые становятся на "венчальный" белый рушник
По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном "хлебосольном" рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.
Также рушники изготавливались в честь каких-нибудь памятных событий, дат, в качестве подарков.
Значение вышитых узоров
Старинные рушники выполнены в красно-черной гамме. Рисунки на них изображены в форме геометрических фигур, присутствует растительный орнамент. Красный цвет – символ тепла, красоты, черный – символ богатства, чернозем.
Прямая горизонтальная линия на рушнике означает землю, волнистая –воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь – солнце.
На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. Они символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым. Не случаен и красный цвет вышивки. Когда-то, и давние времена, он также был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.
Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком.
Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.
Вторым по распространенности символом считался крест. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.
Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками, посередине символизировал засеянное хлебопашцем поле.
Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью.
Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого, свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг).
Таким образом, узор на вышивке имеет не только эстетическое значение, но и содержит информацию. Символы вышивки могут рассказать, для чего и для кого он вышивался. Зная символику, изображенную на рушниках, можно лучше понять, что хотели сказать наши предки.