«Площадь Победы – мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины или, по-народному, «Три штыка» – парк Победителей».
Вид маршрута: пеший
Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст
Для посещения этого места нужно провести предварительную работу: беседы с детьми о ВОВ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки военных лет.
Как добраться до парка Победителей в Витебске:
Автобус
|
Ост. «Библиотека» им. Ленина» автобус № 1, 99
|
Автобус
|
Ост. «Площадь Победы», № 45
|
Трамвай
|
Ост. «Площадь Победы», №№ 1,2, 7
|
Троллейбус
|
Ост. «Библиотека» им. Ленина», №№ 1, 2, 4, 6, 8, 9
|
Маршрутное такси
|
Ост. «Библиотека» им. Ленина», №№ 99-т
|
Продолжительность по времени 2-3 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).
По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована
Опасные участки:
- пешеходный переход
- высокий берег Двины
- движение вдоль близко расположенной проезжей части.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
Что рассмотреть с ребёнком: Какие деревья растут в парке? Сколько этажей в близлежащих домах? Какая техника расположена на аллее воинской славы? Сколько самолётов, вертолётов, танков, и т.д.. Ознакомьтесь с табличками возле каждой военной техники.
Беседа с ребенком в процессе движения по маршруту:
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы). Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить»).
Рассмотрите с ребёнком: площадь Победы, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны, цветы, рассмотреть весь мемориальный комплекс и что в него входит, деревья растущие в парке и на аллее воинской славы, военную технику, ознакомьтесь с информацией на табличке возле каждой техники, сравните технику времён ВОВ и современную, поищите отличия.
Начало маршрута – площадь Победы. Спросите у ребенка, почему площадь имеет такое название. Площадь Победы – самая большая площадь города и страны. Расположена в Октябрьском районе на соединении улиц Ленина, Жесткова, Калинина, Генерала Белобородова, Московского проспекта и проспекта Черняховского.
Поинтересуйтесь у ребенка как называется самая большая площадь города и страны?
Включает в себя мемориальную зону и зону для массовых мероприятий.
Авторы проекта застройки: архитекторы А.Бельский, В.Данилов, З.Конош, З.Озёрова, А.Расейкин, А.Фридман, Ю.Шпит.
Обратите внимание ребенка на саму площадь, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны
Далее можно пройти до пешеходного перехода, вспомнить с ребенком правила дорожного движения.
Следующим памятником в маршруте является Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины.
Памятник находится на главной площади Витебска – Площади Победы. Он создан в 1974 году по проекту архитектора Юрия Висильевича Шпита с участием скульпторов Б. Маркова и Я. Печкина и инженеров В. Журавского и В. Свободы.
Мемориальный комплекс включает площадь мемориала, 2 бассейна, 10 пилонов, скульптурные композиции и главный монумент.
Пилон - массивный невысокий столб, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию парка и прочего.
Поиграйте с ребенком, игровое упражнение «Опиши, что видишь»
Прямоугольная площадь мемориала находится ниже уровня площади Победы, к ней ведут 14 ступеней. По сторонам площади установлены по 5 пилонов с датами каждого года Великой Отечественной войны. К главному монументу ведут два бассейна.
По центральной оси мемориала, на берегу Западной Двины возвышается главный монумент – 3 так называемых «штыка», 56-метровых обелиска, суженные вверху (это высота двух девятиэтажных домов). В народе этот монумент не случайно называют «три штыка» – штыки символизируют три силы, которые победоносно громили врага: воины Советской армии, партизаны и подпольщики. На высоте пяти метров пилоны объединены, на гранях отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики».
Как еще называют памятник?
Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям». А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. К реке от монумента ведут 3 лестницы.
Для чего нужен вечный огонь?
Перед площадью мемориала, по бокам, установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов и мирных жителей.
Какие цветы ты видишь вокруг?
У мемориала проводятся не только торжественные митинги. Мемориальный комплекс «Три штыка» в Витебске – излюбленное место для свадебных фотосессий. Возлагая цветы к монументу отдают дань памяти бессмертному подвигу народа, тем самым подтверждая народную мудрость: сохранив память о прошлом, приумножим будущее. Зачем возлагают цветы к монументу?
Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь по Парку Победителей,
Расскажите ребёнку, что Парк Победителей, до 2010 года был сквером Калинина, но в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне скверу присвоили название – Парк Победителей. В парке есть не только аттракционы, но и аллея воинской славы. При входе в аллею рассмотрите надпись на камне. Напомните правила поведения возле дороги, так как аллея находится рядом с проезжей частью.
Спускаясь по ступенькам, посчитайте сколько ступенек.
Далее маршрут проходит по аккуратно выложенным плиткой дорожкам, между военной техникой. В аллее представлено более 20 единиц боевой техники, относящяейся, за исключением некоторых образцов, к периоду Великой Отечественной войны. Танки, пушки, самоходные установки, вертолёты, самолёты. Техники здесь очень много. На каждом образце висит табличка с описанием.
Вся техника расположены тремя группами.
В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.
На параллельной аллее стоит авиатехника.
Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17...
Третья группа - четыре единицы лёгкой бронетехники.
БТР-60, БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное), БМД-1 и 2С9 Нона.
Рассмотрите с ребёнком военную технику, уточняя, знает ли ваш ребёнок какую-нибудь модель, прочитайте вместе таблички, с информацией о данном объекте.
Обратите внимание на внешний вид машин, чем они похожи, чем отличаются.
После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, или посетить аттракционы, которые тянутся вниз многометровой полосой от «трёх штыков» вдоль берега Западной Двины. Здесь можно пострелять в тире, покататься на роликовых коньках, полюбоваться природой и светодинамическими фонтанами.
Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.
Задания после завершения маршрута:
Предложить своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось; Сделайте совместно с ребенком работу, аппликацию, поделку, можно сочинить рассказ на темы: «Три штыка», «Вечный огонь», «Самолёт», «Вертолет», «Танк» и т.д.
Дополнительный материал для организации прогулки выходного дня:
Игры и игровые упражнения
«Отгадай слово»
Задумайте слово, находящееся в поле видимости ребенка и предложите отгадать его с помощью подсказок.
«Высокий, многоэтажный, сделан из кирпича» (дом), «едет по дороге, имеет четыре колеса, везет пассажиров» (автобус).
Игра на координацию движений «Солдат»
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идем. Пальцы бодро «маршируют» по столу.
В нашу армию, ребята, Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх
Просто так не попадешь. и покачивается влево-вправо.
Нужно быть умелыми, Ладонь вверх, пальцы растопырены,
Сильными и смелыми. сжимаются и разжимаются.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти — все бойцы
Удалые молодцы.
Два — больших и крепких малых.
И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца- храбреца,
Два — сметливых молодца.
Два—героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки-
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять–Будем молодцов считать.
Пальцы встали дружно в ряд.
Десять крепеньких солдат.
|
Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.
Сжимают и разжимают пальцы.
Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.
Показывают указательные пальцы.
Показывают средние пальцы.
Показывают безымянные пальцы.
Показывают мизинцы.
Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.
Сжимают и разжимают пальцы.
Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.
Хлопают в ладоши.
|
Загадки
Вы кровью и потом добыли Победу.
Вы молоды были, сейчас – уже деды.
Н. Найденова
над страной.
Как вор ночной.
Не вступит в наши города.
Народ прославит на века.
(А. Барто)
Прочтите ребенку тематическое стихотворение (ниже размещены qr-коды, наведите на него камеру и перейдите по ссылке):
Посмотрите с ребенком короткий видеофильм о памятнике (ниже размещен qr-код, наведите на него камеру и перейдите по ссылке):